Официальные разъяснения
Разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения законодательных норм.
Показать всеМожет ли заказчик отклонить заявку потенциального поставщика при отсутствии авторизационного письма от производителя, дилера или дистрибьютора?
Источник: Блог Министра финансов РК Жамаубаева Е.К. (№ 760283 от 25.11.2022г.)
ВОПРОС: Согласно пункту 18, подпункту 2 конкурсной документации «в случае если технические паспорта, сертификаты соответствия продукции и другие требуемые заказчиком документы, выдаются при приобретении товара либо при ввозе на территорию Республики Казахстан, их регистрации в установленном порядке, то потенциальный поставщик должен представить гарантийное письмо о представлении таких документов при поставке товаров».
Чаще всего Организатор/Заказчик требует в своей технической спецификации авторизационное письмо на поставку программного обеспечения (как правило это программное обеспечение иностранного производства) и при этом в протоколе предварительного допуска и как следствие в протоколе итогов отклоняет потенциального поставщика на основании отсутствия в документах (конкурсной заявке) авторизационного письма, хотя имеется гарантийное письмо от потенциального поставщика (в случае если технические паспорта, сертификаты соответствия продукции и другие требуемые заказчиком документы, выдаются при приобретении товара либо при ввозе на территорию Республики Казахстан, их регистрации в установленном порядке, то потенциальный поставщик должен представить гарантийное письмо о представлении таких документов при поставке товаров).
На основании вышеизложенного просим дать ответ, имеет ли право Организатор/Заказчик отклонить заявку потенциального поставщика, если в составе конкурсной заявке отсутствует авторизационное письмо на программное обеспечение, но имеется гарантийное письмо от потенциального поставщика?
Так же, просим дать ответ имеет ли право Организатор/Заказчик указывать в технической спецификации следующее формулировки «авторизационное письмо должно быть выдано не ранее даты проведения конкурса» «авторизационное письмо должно быть адресовано в адрес организатор/заказчика»?
В конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся 1) установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам)?
По итогам одной из проверок государственного аудита наша конкурсная заявка была отклонена по следующему основании «Отсутствует авторизационное письмо на лицензионное программное обеспечение интерактивной панели (интерфейс). Программное обеспечение интерактивной панели потенциальный поставщик должен предоставить авторизационное письмо на программное обеспечение интерактивной панели от производителя или от дистрибьютора (представителя) в РК.
Письмо должно направлено в адрес конкурсной комиссии по данному конкурсу, на право поставки данного программного обеспечения.», хотя в нашей конкурсной заявке было предоставлено гарантийное письмо.
Представители иностранных компаний (разработчики или официальные представители разработчиков программного обеспечения) выдают одно авторизационное письмо на свою продукцию и отказываются выдавать письма десятками (в день бывает несколько конкурсов и огромное количество лотов), тем более заполнять в этих письмах адресата – Организатора/Заказчика конкурса. К тому же, если программное обеспечение иностранного производства, то к такому авторизационному письму требуется нотариально заверенный перевод на государственный или русский язык, что ведет к необоснованным тратам потенциального поставщика.
Так же, в требованиях Организатора/Заказчика встречается следующая формулировка «Предоставление гарантийного письма о предоставлении требуемого авторизационного письма после окончания открытого конкурса не допускается на основании того, что, требуемый документ подтверждает правоспособность потенциального поставщика на поставку». Это получается, что Организатор/Заказчик своим волевым решением просто ОТМЕНЯЕТ нормы действующего законодательства в сфере государственных закупок (в случае если технические паспорта, сертификаты соответствия продукции и другие требуемые заказчиком документы, выдаются при приобретении товара либо при ввозе на территорию Республики Казахстан, их регистрации в установленном порядке, то потенциальный поставщик должен представить гарантийное письмо о представлении таких документов при поставке товаров)?
Законно ли такое требование со стороны Организатора/Заказчика и как следствие отклонение потенциального поставщика?
ОТВЕТ: Касательно копий писем (сертификатов, свидетельств) от производителей либо их официальных представителей (дилеров или дистрибьюторов).
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 21 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), конкурсная документация, кроме квалификационных требований, установленных статьей 9 Закона, должна содержать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются требуемые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг с учетом нормирования государственных закупок.
При этом техническая спецификация должна содержать требование к поставщикам о предоставлении документов, подтверждающих соответствие поставляемых товаров требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иными документами в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 21 Закона, в конкурсной документации запрещается устанавливать условия государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков, в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе касающиеся: 1) установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам; 2) содержания указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику, за исключением следующих случаев осуществления государственных закупок:
- для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования, а также установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
- для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга;
- для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара.
В соответствии с пунктом 18 конкурсной документации Приложения 6 к Правилам осуществления государственных закупок от 11 декабря 2015 года № 648 (далее – Правила), заявка на участие в конкурсе должна содержать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов, а в случае их отсутствия межгосударственных стандартов на закупаемые товары, работы, услуги. При отсутствии национальных и межгосударственных стандартов указываются описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе с указанием на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, и иные характеристики по формам согласно приложениям 13, 14, и 15 к настоящей КД для работ или услуг, приложению 12 к настоящей КД для товаров. При необходимости в технической спецификации указывается нормативно-техническая документация.
Допускается указание в технической спецификации требований о наличии в заявках на участие в конкурсе потенциальных поставщиков копий писем (сертификатов, свидетельств) от производителей либо их официальных представителей (дилеров или дистрибьюторов), технических паспортов, сертификатов соответствия продукции, указанных в технической спецификации потенциального поставщика. Таким образом, заказчики могут указать в технической спецификации требования о наличии в заявках на участие в конкурсе потенциальных поставщиков копий писем (сертификатов, свидетельств) от производителей либо их официальных представителей (дилеров или дистрибьюторов).
При этом, запрещается устанавливать условия и требования государственных закупок, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков.
В свою очередь, копии писем (сертификатов, свидетельств) от производителей либо их официальных представителей (дилеров или дистрибьюторов) представляются в целях подтверждения партнерства потенциального поставщика с производителем либо его официальным представителем (дилера или дистрибьютора) в части реализации товаров на момент проведения закупки, а также во избежание приобретения заказчиком контрафактной продукции.
Вместе с тем, полагаем допустимым установление заказчиком требований по подтверждению партнерства потенциального поставщика с производителем либо его официальным представителем (дилера или дистрибьютора) на период проведения конкретной закупки и исполнении обязательств (например, указание номера закупки, наименования заказчика и др.).
Касательно гарантийного письма о представлении технических паспортов, сертификатов соответствия продукции и других документов, выдаваемых на товары при их приобретении либо при ввозе на территорию Республики Казахстан, их регистрации в установленном порядке.
В случае если в технической спецификации указано требование о представлении технических паспортов, сертификатов соответствия продукции и других документов, выдаваемых на товары при их приобретении либо при ввозе на территорию Республики Казахстан, их регистрации в установленном порядке, то потенциальный поставщик обязан предоставить такие документы либо гарантийное письмо о представлении таких документов при поставке товаров.
Таким образом, копии писем (сертификатов, свидетельств) от производителей либо их официальных представителей (дилеров или дистрибьюторов) и документы, которые могут подтверждаться путем представления гарантийного письма о представлении требуемых документов при поставке товаров являются разными документами. Следовательно, гарантийное письмо о представлении требуемых документов при поставке товаров не является документом, подтверждающим партнерство потенциального поставщика с производителем либо его официальным представителем (дилера или дистрибьютора) в части реализации товаров на момент проведения закупки.
На основании вышеизложенного, техническая спецификация разрабатывается заказчиком с соблюдением норм законодательства о государственных закупках и принципов осуществления государственных закупок.
Обсуждения
Пока ни одного комментария, будьте первым!